Вы, скорее всего, слышали об исполнителе Oligarkh: колокольные переливы и церковный хор под современную электронику, альбом со знакомым каждому по курсу истории названием «Земля и воля», Прокудин-Горский на обложке. Все это разлетелось еще в прошлом декабре по «ВКонтакте», но сам музыкант все еще остается, по сути, новичком; так же решили и устроители премии JIA, сделавшие его финалистом в номинации Young Blood. Говорить с анонимом — одно удовольствие: первое, что ты спрашиваешь у них, это «расскажите немного о себе, из того, что вы можете рассказать». Анкетные данные простые — его зовут Виктор, ему 28 лет, есть высшее образование, играл и играет в группах преимущественно гитарных, но о них предпочитает не говорить. В общем-то, все.
Oligarkh — это не только он, это еще и безымянный барабанщик и человек, ответственный за все остальное: дизайн, видеосопровождение, общение с внешним миром, которого зовут Антон. Началось все это в какой-то степени спонтанно: «Просто все как-то сложилось — все это у меня в голове как-то не противоречит друг другу, и я решил их как-то подружить. Не помню, когда это было, кажется, в субботу утром — я проснулся и решил записать первый трек. Он сразу появился у меня в голове, я написал его за пару часов — после этого я отослал его знакомому и сам долгое время находился от него под впечатлением. А когда написал второй, то под еще большим. Так вошел в зависимость от треков, и накопилось на альбом. Это был такой отчет за период — а потом оказалось, что кому-то это понравилось. Главное, что мама оценила. Хотя, когда я прислал ей первые два трека, она сказала, чтобы я завязывал. А папа сказал, чтобы я продолжал — увидел в этом божью искру. Естественно, я послушался папу. А маму я люблю».
Насчет «завязывал» — это предсказуемо: впрочем, сам Виктор говорит, что от писем возмущенных людей он не отбивается: «Никто не смог уличить нас в том, чего нет. В этом есть маленькая доля юмора, но она только украшает». Антон, присоединяющийся к разговору, добавляет: «При этом вы же видите, как наша музыка распространяется по «ВКонтакте» — ее все пытаются привязать к таким полупровокационным картинкам на тему русского быта и реалий». Паблики «Березка» и «ЖЭК-арт» им максимально не близки — «Я во всем этом вырос. Это воспоминания о прошлом — и они же бытовые, а мы от этого далеки». Это, в общем-то, правда: колокольный звон, голос Сергея Безрукова, церковный хор и Шаляпин — это все вещи, с повседневной жизнью не соотносящиеся. Какие картинки им подходят, можно узнать по видео к треку «Drug» (да, с семплом из Высоцкого), который входит в их концертную программу, — кадры из фильмов двадцатых годов, плавленый веб, балаклавы, то есть русская жизнь, которая внешне выглядит скорее как смерть. Oligarkh, когда-то певший в хоре и имевший дело с духовными песнями, вроде бы и тот человек, которого трудно обвинить в спекуляции на теме, но сложно отрицать, что в тренд ко всеобщему поиску русской души он попадает очень точно и вовремя.